Грамматические, речевые и фактические ошибки

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Ошибка — примерОбъяснение ошибки
подскользнуться вместо поскользнуться,
благородность вместо благородство
ошибка в словообразовательной структуре
слова, использована не та приставка или не
тот суффикс
без комментарий,
едь вместо поезжай,
более легче
Неправильно образована форма слова, т. е.
нарушена морфологическая норма
заплатить за квартплату, удостоен
наградой
нарушена структура словосочетания (не
соблюдаются нормы управления)
Прочитав текст, мне многое стало ясно;
Ознакомившись с рассказом, меня
взволновала мысль;
В сочинении я хотел показать значение
спорта и почему я его люблю
неправильно построены предложения с
деепричастным оборотом и с однородными
членами, т. е. нарушены синтаксические
нормы
Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц
Ошибка — примерОбъяснение ошибки
Им двигает чувство состраданияошибки в образовании личных форм глаголов: (норма: движет);
Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точнонеправильное употребление временных форм глаголов: (следует: …даст.., научит… или …даёт…, учит…);
Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие)ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий:
Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);ошибки в образовании деепричастий
Автор тута был не прав (норма: тут).неправильное образование наречий
Грамматико-синтаксические ошибки
Ошибка — примерОбъяснение ошибки
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно…: это художественная сторона произведения);нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность(вместо.: …нужны смелость, знания, честность);
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художникаошибки, связанные с употреблением частиц
«В тексте всего раскрываются две проблемы»отрыв частицы от того компонента
предложения, к которому она относится
(обычно частицы ставятся перед теми
членами предложения, которые они должны
выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):
ограничительная частица «всего» должна
стоять перед подлежащим: «… всего две
проблемы»
Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текстанеоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего
Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.неправильное построение сложносочинённого предложения

Речевые ошибки

Речевые ошибки – чаще всего это ошибки в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Речевые ошибки – это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая контекстом многозначность.

неразличение (смешение) паронимовВ таких случаях я взглядываю в «Философский словарь»;Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в»
ошибки в выборе синонимаИмя этого поэта знакомо во многих странах.Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо
 Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует.В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати); иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены
ошибки при употреблении антонимов в построении антитезыВ третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматьсяантитеза требует чёткости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не весёлый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явлениях)
разрушение образной структуры фразеологизмовЭтому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. 

Ошибки фактические (фоновые)

ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые уместно или неуместно используются в развёрнутом ответе:

  • факты биографии автора или героя текста,
  • даты,
  • фамилии,
  • авторство называемых произведений и т. п.,

то есть приводятся факты, противоречащие действительности. Например:

  • «Гёте – французский писатель»,
  • «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
  • «Столица США – Нью-Йорк»,
  • «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;

Неверное употребление формы имени персонажа:

  • Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова),
  • Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского),
  • Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.

Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например:

  • «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»;
  • «Много сил и энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».

Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).